Многие пришли к вере через восклицание: «Боже! Если ты есть …». А ведь это уже и есть Молитва[1], которой обратился человек к Богу в минуты осознания того, что обратиться в создавшейся ситуации в его жизни больше не к кому.
Человек, повстречав Христа или иным образом поверив в Бога и пришедши в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться — это Молитва.
И уже воцерковлённые люди беспрестанно постигают Молитву и задаются вопросами: «Что такое Молитва?», «Как молиться, чтоб Молитва была услышана?», «Как молиться в храме?», «Какие молитвенные правила и когда исполнять?», «Как не быть рассеянным творя Молитву?» и т.д. и т.п.
Попробуем разобраться — возможно ли на такие вопросы получить простые ответы[2] и где их искать вообще. Это изведанье начинает ряд изведаний посвященных Молитве.
Будем придерживаться понимания Молитвы Православной Церковью, так как духовная практика молитвы присуща практически всем религиям мира, однако понимания её имеют отличия.
Некоторые святоотеческие определения Молитвы:
Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое.Святитель Феофан Затворник о молитве
Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.Из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова)
. . . как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу — к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; ,,без Бога — ни до порога’’, говорит русская пословица.Протоиерей Серафим Слободской ,,Закон Божий’’
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему‑либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.Из дневника праведного Иоанна Кронштадского (Сергиева)
Молитва — доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства . . .Молитва — постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, успех в делах, равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви . . .Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.Из писаний праведного Иоанна Кронштадского (Сергиева)
Разнообразие святоотеческих определений Молитвы велико:
- через существо Молитвы;
- как коммуникации для общения с Богом;
- как инструмента христианского самоосознания и самооценки;
- как духовной пищи для верующего человека.
Каждому найдётся определение близкое восприятию его ума и сердца.
Вот современное определение Молитвы — обращение человека к Богу или к Его святым (Богородице, ангелам, душам праведников) как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, испрашивания милостей или благодарения.
Оно какое-то более сухое и наукообразное, более далёкое от сердца и более близкое к уму.
В писаниях святых отцов о Молитве есть ещё одна важная сущность — молитвословие. В последнее время в современных статьях и литературе, которые предлагаются новоначальным и уже существенно воцерковлённым людям, его не упоминают и опускают. А жаль…
. . . нужно отличать молитву от молитвословия: первое — в сердце, второе — в устах. И молитвословие еще не есть молитва.Отсюда получается несколько выводов:
1. Молитвословие есть только путь к молитве, а мы часто смешиваем это.
2. Истинная молитва может обходиться и без уставных молитвословий, но не наоборот.
. . .Митрополит Вениамин (Федченков) ,,О богослужении Православной Церкви’’
Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей [молитве] только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце.Святитель Феофан Затворник о молитве
Уже в своё время митрополит Вениамин Федченков говорил о том что сущности «молитва» и «молитвословие» смешиваются, что же говорить о нашем времени. Мы не различаем их по существу благодаря утрате религиозного образования и смешивания в современных статьях и литературе. Однако, очень важно их различать и мы это увидим в последующих изведаньях по теме Молитва.
[1] Будем писать слово «молитва» с большой буквы когда нужно будет указать обобщенный предмет этой темы.
[2] Ответ, который удовлетворит всех и не будет вызывать у кого-либо уточняющих вопросов.
